Межрегиональная общественная организация
«Совет ветеранов миротворческих сил, локальных войн и вооруженных конфликтов «Миротворец»

СПРАВКА
О Коллективных силах по поддержанию мира СНГ
в зоне грузино-абхазского конфликта


Российский воинский контингент (РВК) приступил к выполнению задач в зоне грузино-абхазского конфликта в составе Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) Содружества Независимых Государств (СНГ, Содружество) 21 июня

1994 года на основе Заявления Совета Глав Государств (СГГ) СНГ о проведении операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта от 15 апреля 1994 года, грузино-абхазского Соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года и Указа Президента Российской Федерации от 9 июня 1994 года

№ 1178 «Об участии Российской Федерации в операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта».

Соглашением предусматривалось применение миротворческих сил СНГ, однако реально в составе сил был задействован только российский воинский контингент в составе пяти батальонов и двух рот от Северо-Кавказского, Приволжско-Уральского, Ленинградского военных округов и Группы российских войск в Закавказье общей численностью 1.872 военнослужащих.

Впервые в практике миротворческой деятельности Содружества был утвержден Мандат на проведение операции по поддержанию мира.

Первоначальный шестимесячный срок использования КСПМ в зоне конфликта, установленный Решением Совета глав государств-участников СНГ от 21 октября 1994 года, регулярно продлевался до декабря 2003 года. На основании Решения Совета глав государств-участников СНГ от 19 сентября 2003 года «О продлении срока пребывания и Мандата КСПМ по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии, Грузия» Советом Федерации Федерального собрания РФ от 10 декабря 2003 года срок пребывания РВК в составе КСПМ СНГ был продлен до того времени, пока одна из сторон в конфликте выскажется за прекращение операции.

Деятельность КСПМ СНГ была санкционирована Советом Безопасности ООН, поскольку грузино-абхазское Соглашение от 14 мая 1994 года получило одобрение данной организации и рассматривалось в качестве правовой основы для мирного разрешения грузино-абхазского конфликта. 3 мая 1994 года Генеральный секретарь ООН господин Б.Бутрос-Гали в очередном докладе СБ ООН о положении в Абхазии, Грузия предложил на начальном этапе урегулирования вооруженного конфликта «уполномочить Российскую Федерацию и ее партнеров по СНГ безотлагательно развернуть в Абхазии силы… предусмотрев дополнительный вариант включения впоследствии такого контингента в силы ООН».

Соглашение от 14 мая 1994 года предусматривало мониторинг ситуации в зоне конфликта силами ООН, 21 июля 1994 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию №937 согласно которой численность Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ), учрежденной на основании резолюции СБ ООН №858 от 24 августа 1993 года в составе 88 военных наблюдателей, увеличивалась до 136 военных наблюдателей из 23 стран. Задачами ее являлось наблюдение за выполнением Соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года, поддержание тесных контактов с обеими сторонами в конфликте и сотрудничество с миротворческими силами СНГ. В состав МООННГ в разное время входили военные наблюдатели и гражданские полицейские из более чем 20 стран, в том числе из Австрии, Бангладеш, Германии, Греции, Польши, Сьерра-Леоне, Дании, Чехии, Украины, Швейцарии, Швеции, России (несколько полицейских) и ряда других стран.

В период завершения операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта (по состоянию на 31 января 2008 года) в МООННГ входили 149 военнослужащих (131 военный наблюдатель и 18 полицейских). Потери за время проведения миссии составили 11 человек.

Нормативно-правовая база участия российского воинского контингента в составе КСПМ СНГ:

  • Заявление Совета Глав Государств (СГГ) СНГ о проведении операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта от 15 апреля 1994 г.;

  • Грузино-Абхазское Соглашение о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 г.;

  • Решение Совета глав государств СНГ "Об использовании Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта" от 22 августа 1994 г.;
  • Решение СГГ СНГ "Об использовании КСПМ в зоне грузино-абхазского конфликта от 21 октября 1994 г.";

  • Мандат КСПМ в зоне конфликта в Абхазии, Республика Грузия (Решение СГГ СНГ от 26 мая 1995 г.) с дополнениями, внесенными решениями СГГ СНГ от 17 мая и 17 октября 1996 г.;

  • Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 1994 г. № 1178 «Об участии Российской Федерации в операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта»;

  • Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 июня 1994 г. №136-1 СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации для проведения операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликтаL»;

  • Решение СГГ СНГ от 19 октября 1996 года "Об утверждении Положения Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта";

  • Решение СГГ СНГ о пребывании Коллективных сил по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии, Грузии и мерах дальнейшего урегулирования конфликта от 19 сентября 2003 г.;

  • Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10 декабря 2003 г. №339-СФ «Об использовании контингента Вооруженных Сил Российской Федерации в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта».

Задачи российского воинского контингента:

  • обеспечение строгого соблюдения прекращения огня, установление мира и предотвращение возобновления военных действий в зоне конфликта путем разъединения вооруженных формирований конфликтующих сторон;

  • создание условий для безопасного и достойного возвращения людей, покинувших зону конфликта, в районы их прежнего постоянного проживания и выполнения других положений Четырехстороннего соглашения о добровольном возвращении беженцев и перемещенных лиц от 4 апреля 1994 года, в том числе деятельности Четырехсторонней комиссии, создаваемой в соответствии с упомянутым Соглашением;

  • наблюдение за выполнением сторонами достигнутых между ними договоренностей, в частности положений Меморандума о понимании от 1 декабря 1993 года, Коммюнике о втором раунде переговоров от 13 января 1994 года, Заявления о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта от 4 апреля 1994 года и Соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года, а также других возможных соглашений, к которым стороны придут в процессе всеобъемлющего политического урегулирования;

  • содействие в восстановлении районов, пораженных конфликтами, в том числе в оказании гуманитарной помощи, проведении разминирования, воссоздании основных систем жизнеобеспечения населения;

  • обеспечение безопасности таких ключевых систем жизнеобеспечения населения, как Ингури ГЭС и другие;

  • содействие обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права и прав человека;

  • тесное сотрудничество с персоналом Миссии ООН по наблюдению в Грузии и другим персоналом Организации Объединенных Наций, находящимся в регионе;

  • осуществление контроля за расформированием и выводом всех добровольческих вооруженных формирований, состоящих из лиц, прибывших из-за пределов Абхазии;

  • осуществление во взаимодействии с Миссией ООН по наблюдению в Грузии контроля над тяжелой боевой техникой;

  • проведение работ по обозначению минных полей и разминированию на территории Абхазии, Грузия, при содействии ООН и во взаимодействии с местными властями;

  • принятие мер совместно и во взаимодействии с местными органами власти Сторон в целях создания условий обеспечения безопасности беженцев в Гальском районе (в старых границах) по пресечению действий террористических, диверсионных формирований и других вооруженных групп, как находящихся там, так и проникающих извне;

  • обеспечение безопасности персоналу Миссии ООН по наблюдению в Грузии, ОБСЕ и других международных организаций в случае их обращения и по согласованию с местными органами власти.

Коллективные силы по поддержанию мира по решению Командующего КСПМ после согласования с руководством обеих конфликтующих сторон решали и другие задачи в ходе проведения операции в зоне конфликта, руководствуясь при этом стремлением обеспечения и упрочнения мира между противоборствующими сторонами.

Состав российского воинского контингента:

Решением Совета глав государств СНГ от 22 августа 1994 г. «Об использовании Коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта» численность КСПМ СНГ определялась в количестве 2500–3000 человек.

На протяжении 14 лет численность РВК составляла 1,5-2 тыс. человек. Однако в связи с резким осложнением обстановки в зоне конфликта, проявлением признаков перерастания ситуации в фазу вооруженного противостояния и руководствуясь исключительно стремлением сохранить мир и не допустить жертв среди мирного населения, а также военнослужащих КСПМ СНГ и МООНГ, в соответствии со статьей 3 Протокола о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и КСПМ СНГ в зонах конфликтов между государствами и в государствах СНГ от 15 мая 1992 года, Российская Федерация в апреле 2008 года приняла решение об увеличении численности российского миротворческого воинского контингента в зоне конфликта в пределах численности в 2,5-3 тыс. человек, определенной Решением СГГ от 22 августа 1994 года. В результате этого по состоянию на 7 августа 2008 года она составляла 2457 человек.

КСПМ СНГ включал:

  • Объединенный штаб командования КСПМ СНГ

  • три отдельных мотострелковых батальона

  • батальонную тактическую группу от Воздушно-десантных войск

  • отдельную минометную батарею

  • отдельный вертолетный отряд

  • инженерно-саперную роту

  • подразделения обеспечения и обслуживания (узлы связи, отдельная ремонтно-восстановительная рота и др.).

Организация несения службы российского воинского контингента

Зона контроля российского воинского контингента включала Зону безопасности (полоса шириной 12 км по обе стороны р.Ингури – фактической границы между Абхазией и Грузией, протяженностью до 65 км, общей площадью около 3000 кв.км),  Зону ограничения вооружений (полоса шириной по 12 км в обе стороны от Зоны безопасности, протяженностью до 75 км, общей площадью около 4500 кв.км), а также Кодорское ущелье.

Выполнение задач осуществлялось несением службы на контрольно-пропускных пунктах и стационарных наблюдательных постах, развернутых в пределах Зоны безопасности, патрулированием в ней по установленным маршрутам, а также патрулированием в нижней части Кодорского ущелья совместно с военными наблюдателями МООНГ и осуществлением воздушного мониторинга его верхней части.

Руководство контингентом осуществлялось с развернутых пунктов управления, включающих:

  • Объединенный штаб командования КСПМ (г.Сухуми)

  • Передовой командный пункт КСПМ (Гали);

  • Штаб Северной зоны (Чубурхинджи);

  • Штаб Южной зоны (Урта).

Командующие КСПМ СНГ:

  • генерал-лейтенант Якушев Василий Иванович – октябрь 1994 - декабрь 1996 гг.

  • генерал-майор Бабенков Доля Никитич – декабрь 1996 - апрель 1998 гг.

  • генерал-лейтенант Коробко Сергей Николаевич – апрель 1998 - февраль 2001 гг.

  • генерал-лейтенант Сидорычев Николай Иванович – февраль 2001 - апрель 2002 гг.

  • генерал-лейтенант Евтеев Александр Николаевич – апрель 2002 – июнь 2005 гг.

  • генерал-майор Чабан Сергей Яковлевич – июнь 2005 - октябрь 2008 гг.

Завершение деятельности российского воинского контингента

Решением Совета Глав Государств СНГ от 10 октября 2008 года в связи с нотой МИД Грузии № 7/244-10 от 1 сентября 2008 года деятельность Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта была признана прекращенной.
Итоги деятельности российского воинского контингента

За более чем 14-летний период деятельности КСПМ СНГ в операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта приняли участие свыше 40 тысяч российских миротворцев.

Главным итогом деятельности КСПМ СНГ явилось то, что именно благодаря их усилиям достигнуто разъединение противоборствующих сторон, обеспечены недопущение дальнейшей эскалации вооруженного конфликта, а также мир и стабильность в регионе.

За этот период персоналом контингента задержаны и обезоружены более 8 тыс. нарушителей, обезврежено более 5 тонн взрывчатых веществ, изъято более 300 единиц стрелкового оружия и свыше 80 тыс. боеприпасов, уничтожено более 100 тыс. взрывоопасных предметов.

Благодаря стабилизации обстановки в регионе в места прежнего проживания в Гальский район Абхазии вернулись около 70 тыс. беженцев. Этому в значительной степени способствовали тесное взаимодействие Командования КСПМ СНГ с местными органами власти и правоохранительными структурами, а также практическая деятельность КСПМ СНГ по снижению криминогенной активности, в том числе создание система информирования со стороны местного населения о криминальных элементах. Была выработана эффективная методика работы с подобного рода сообщениями граждан, позволяющая оперативно информировать местные правоохранительные органы о готовящихся преступлениях и оперативно пресекать попытки террористических актов.

Военные врачи и медицинский персонал КСПМ СНГ оказали квалифицированную медицинскую помощь более чем 25 тысячам военнослужащих и представителям местного населения, провели свыше 1,5 тысяч оперативных вмешательств, в том числе 200 сложных операций.

Миротворческие силы принимали активное участие в восстановлении различных объектов жизнеобеспечения. В 2007 год произведен ремонт участка автомобильной дороги в Кодорском ущелье, восстановлен участок железной дороги Сухуми-Очамчира, оказана помощь по восстановлению водовода в Гудаутском районе, расчищен обводной канал, восстановлена система мелиорации полей в Гальском районе, отремонтирован мост в районе Земо-Баргеби и многое другое.

Вне зоны внимания миротворцев не оставалась ни одна просьба о помощи со стороны различных организаций и учреждений, действующих в зоне конфликта, а также жителей населенных пунктов, оказавшихся в трудной ситуации. С помощью миротворцев были решены многие проблемы домов престарелых и детских домов в Сухуми, оказана помощь инвалидам и одиноким престарелым людям Гальского района, Ткварчельского иОчамчирского районов.

Особое внимание российских миротворцев уделялось ветеранам Великой отечественной войны. Ежегодно 9 мая в торжественной обстановке военнослужащими КСПМ СНГ в Северной и Южной зонах безопасности вручались подарки участникам войны, возлагались цветы к памятникам. По просьбам ветеранов миротворцы следили за памятниками героям Великой отечественной войны 1941-1945 гг., проведены косметические ремонты 12 памятников.

Командование контингента неоднократно получало письма жителей края как с грузинской, так и абхазской сторон со словами благодарности в адрес российских военнослужащих за оказываемую местному населению региона помощь по доставке продуктов питания в труднодоступные и высокогорные районы, разминирование и ремонт дорог, мостов, восстановление разрушенной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения, таких как ИнгуриГЭС и др.

Повышению эффективности решения задач мирного урегулирования грузино-абхазского конфликта в существенной мере способствовало поддержание на регулярной основе взаимодействия с сотрудниками Миссии ООН по наблюдению в Грузии и представителями ОБСЕ.

В рамках этого российскими миротворцами была обеспечена безопасность деятельности персонала Миссии ООН по наблюдению в Грузии путем предоставления охраны и сопровождения персоналу МООННГ при патрулировании, а также обеспечения его вертолетной поддержкой на случай экстренной медицинской эвакуации по воздуху, оказана неоднократная поддержка деятельности других международных организаций ("Красный Крест", "Врачи без границ", The Halo trust,   “Врачи против голода”, World vision, "Норвежский совет по беженцам", "Детский фонд ООН" и др.) обеспечением охраны и сопровождения их представителей при проведении гуманитарных акций.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем докладе Совету Безопасности ООН от 23 января 2008 г. о положении в Абхазии подтвердил стабилизирующую роль миротворческих сил СНГ и подверг резкой критике увеличение числа недостоверных заявлений в отношении их со стороны грузинских СМИ и официальных грузинских властей. На основании этого в резолюции Совета Безопасности ООН №1808 от 15 апреля 2008 года была прямо отмечена стабилизирующая роль российских миротворцев в зоне конфликта.
Все достигнутое персоналом КСПМ СНГ за период своей деятельности далось тяжелейшим, полным опасности трудом, нередко оплаченным жизнями российских солдат и офицеров. При выполнении миротворческих задач погибли 117 военнослужащих. За выполнение миротворческого долга высокими наградами России были награждены 1.377 военнослужащих, старший лейтенант Роман Берсенев и рядовой Дмитрий Миронов были удостоены звания Героя Российской Федерации (посмертно). Свыше 320 человек получили ранения различной степени.